В Приморье развернут мировой грузопоток
Администрацией Приморского края была сформирована рабочая группа, задача которой заключается в реализации портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в порту «Восточный». По предположению краевых властей, создание подобной ОЭЗ способствует возвращению в Россию части международного грузопотока, которая уходит по причине высоких транспортных тарифов в сопредельные государства. Статус ПОЭЗ будет действителен в течение 49 лет с момента присуждения без возможности продления. С товаров, ввезенных в ПОЭЗ, не будут взиматься пошлины и акцизы, а по факту пересечения грузом границ портовой экономической зоны НДС будет возвращаться.
В настоящий момент в порту «Восточном» ведут деятельность четыре стивидорных предприятия. Основная доля выполненных работ приходится на ОАО «Восточный порт», осуществляющее перевалку каменного угля (объем работ в 2006 г. превысил 16 млн. т), и ООО «Восточная стивидорная компания», обслуживающее контейнерный терминал (объем выполненных работ в 2006 г. – 291,5 тыс. TEU-контейнеров в 20-футовом эквиваленте). В порту также работают ООО «Восточно-Уральский терминал», специализирующееся на перевалке удобрений, и ЗАО «Восточный международный контейнерный сервис».
По словам Руслана Самарина, главы инвестиционно-аналитического отдела ЗАО «Алор Инвест», в ближайшее время прогнозируется благоприятная тенденция с товарооборотом в странах АТР. Прирост экономики Японии, например, по итогам 2007 г. составит 2,1 %, Китая – 10 %, а Индии – 7,3 %. По оценкам МВФ эти лидеры поведут за собой и другие страны азиатского региона, что приведет к увеличению экспортно-импортного грузопотока с Востока на Запад.
В подобных обстоятельствах, по замыслу краевой администрации, предоставление преференций ПОЭЗ компаниям-резидентам поможет сохранить ту часть мирового грузопотока по направлению Восток-Запад, которая по логике оптимизации маршрутов предназначена российским приморским портам. В условиях действующих портовых тарифов, по словам Сергея Казанцева, директора транспортно-экспедиторской организации «ККС», большинство иностранных грузовладельцев предпочитает портам российского Приморья и Транссибу китайские или выбирают перевозку по китайской железной дороге. Предполагаемые налоговые послабления при создании ПОЭЗ смогут привести к снижению ставок «Восточной стивидорной компанией» и другими предприятиями порта.
По оценкам других специалистов, к примеру, директора «Альпари-Консалтинг» Феликса Степанец, организация ПОЭЗ в «Восточном» создаст неравные условия среди портов Приморья, т.к. обработка грузов в такой экономической зоне будет намного дешевле, проще и быстрее. Преимуществом для других портов станет то, что при организации ПОЭЗ появляется множество вопросов, поэтому у каждого участника рынка есть достаточно времени, чтобы найти свой собственный способ конкуренции. По словам Владилена Сытника, заведующего отделом департамента транспорта при Администрации Приморья, отсутствие опыта по созданию портовых ОЭЗ является основной трудностью в осуществлении проекта.
Дополнительной проблемой для полноценной реализации проекта является высокий уровень сложности контрольных процедур. По словам Раисы Бакировой, руководителя Дальневосточного регионального отделения ООО «Таможенно-брокерский центр», служба слишком загружена «бумажными» вопросами, большинство из которых представляет собой переписку с налоговыми и иными государственными органами. Несмотря на то, что срок оформления документов составляет от одних до трех суток, бумажная волокита в совокупности с высокими тарифами заставляют клиентов выбирать более выгодные транзиты. При комплексном подходе к решению проблемы в течение двух-трех лет есть шанс привлечь в «Восточный» новые грузопотоки и загрузить Транссиб полностью, что увеличит общий приток инвестиций в Приморье.