Перевозки дорожают
Стоимость перевозки твердых грузов — угля, железной руды и зерновых — растет невиданными темпами. Это происходит из-за повышения спроса со стороны Китая, перегрузки портов и удлинения маршрутов перевозок. На прошлой неделе индекс Baltic Dry, измеряющий стоимость морских перевозок сырья, впервые превысил уровень в 7000 пунктов, увеличившись на 103% по отношению к показателю прошлого года и в пять раз — по отношению к уровню 2000 г. Средняя стоимость найма корабля Panamax (судна, способного пройти через Панамский канал и обычно имеющего водоизмещение до 65 000 т) на прошлой неделе составила $58 500 в сутки (год назад — $25 400, в 2005 г. — $10 000). Удорожание перевозок дополнительно подогревает рост цен на сельхозтовары, черные металлы и руды.По мнению Питера Норфолка, сотрудника лондонской фрахтовой брокерской компании Simpson Spence and Young, “китайский фактор сейчас становится основным, влияющим на протяженность торговых маршрутов”, — например, 10 лет назад китайцы закупали в Бразилии лишь 5 млн т железной руды в год, теперь они импортируют около 80 млн т.
Растущие объемы перевозок приводят к хронической перегрузке морских портов, особенно серьезной в крупнейшем угольном порту мира — австралийском Ньюкасле. В марте корейская корпорация LG International и государственная Korea Resources Corp. заявили, что из-за систематических срывов графика поставок угля из Австралии они рассмотрят вопрос разработки угольных месторождений в России.
Россия экспортирует твердые сырьевые товары главным образом по железной дороге в Европу и Китай, но устойчивое повышение стоимости перевозок показывает, что удорожание сырьевых товаров будет продолжаться и дальше. (Использованы материалы FT.)
Источник: Ведомости