Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 2000 года

Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 2000 года

 1. Область применения и цель
 
Инкотермс созданы для того, чтобы привести к единообразию толкование терминов, используемых в области внешней торговли. Изначально правила созданы для случаев поставок товаров через национальные границы. Область действия ограничивается вопросами прав и обязанностей сторон в процессе поставки проданных грузов от продавца к покупателю.
 
2. Почему Инкотермс пересматриваются
 
Они неоднократно пересматривались для того, чтобы приспособить их к новым условиям современной торговой практики. Так, например, в 1980 введен термин FCA («Франко перевозчик»), потому что участились случаи, когда прохождение через поручни судна не являлось условием получения товара.
3. Инкотермс 2000
 
По сравнению с версией 1990 в редакцию 2000 года были внесены существенные изменения: были прописаны обязательства по осуществлению таможенных платежей и таможенной очистке (DEQ и FAS), а также по погрузке и разгрузке (FCA).
 
4. Включение Инкотермс в договор купли-продажи
 
Если стороны хотят использовать вариант 2000, они должны четко прописать, что в договоре купли-продажи они ориентируются на данную редакцию. При отсутствии ссылки на текущий вариант могут возникнуть разногласия относительно некоторых важных условий поставки.  
 
5. Структура Инкотермс
 
Включает четыре группы, каждая из которых отражает набор обязательств продавца и покупателя: начиная с E и заканчивая D. В Инкотермс 2000 используется 13 основных, условно подразделяющихся на термины отгрузки и доставки. Используются понятия «грузоотправитель», «сборы», «поставка», «порты», «места», «пункты», «помещения», «корабль», «судно», «проверка», «осмотр».

ИНКОТЕРМС 2000

 

Группа Е
Отправление
EXW
Франко завод (... название места)
Группа F
Основная перевозка не оплачена
FCA
Франко перевозчик
(... название места назначения)
FAS
Франко вдоль борта судна
(... название порта отгрузки)
FOB
Франко борт (... название порта отгрузки)
Группа С
Основная перевозка оплачена
CFR
Стоимость и фрахт
(... название порта назначения)
CIF
Стоимость, страхование и фрахт
(... название порта назначения)
CPT
Фрахт/перевозка оплачены до
(... название места назначения)
CIP
Фрахт/перевозка и страхование оплачены до
(... название места назначения)
Группа D
Прибытие
DAF
Поставка до границы
(... название места доставки)
DES
Поставка с судна (... название порта назначения)
DEQ
Поставка с пристани
(... название порта назначения)
DDU
Поставка без оплаты пошлины
(... название места назначения)
DDP
Поставка с оплатой пошлины
(... название места назначения)

 

6. Обязательства продавца
 
Если стороны имеют длительную историю коммерческих отношений, функции между ними распределяются традиционно, а при установлении новых торговых отношений следует руководствоваться условиями договора купли-продажи (распределением функций по версии 2000).
 
7. Переход расходов и рисков
 
Все расходы и риски, связанные с повреждением и потерей товара, переходят к покупателю, когда обязательства продавца по поставке считаются выполненными. Опережающий переход может произойти, если груз классифицирован как идентифицированный для покупателя или определенно обособленный для него.
 
8. Группы терминов
 
E обозначают, что продавец должен лишь передать товар покупателю в конкретном месте. Термины F предписывают продавцу доставить его по инструкциям покупателя (транспорт, разгрузка, очистка и т. д.). C предполагают, что продавец обязан заключить договор перевозки за собственный счет. В соответствии с терминами D продавец продолжает отвечать за товар до его прибытия в место назначения на границе или в стране импорта.
 
9. Выражение «нет обязательств»
 
В Инкотермс для обозначения отсутствия функций в документацию включают это выражение. Однако это не значит, что сторона без обязательств не заинтересована в выполнении определенного задания.
 
10. Варианты Инкотермс
 
Иногда в термины добавляют новые слова («Франко борт загружено» или «Франко завод включая погрузку» и др.), которые могут вызвать разногласия в толковании. Инкотермс не дают никаких указаний для добавлений и не регулируют их.
 
11. Возможности покупателя в отношении места отгрузки
 
Иногда невозможно точно указать пункт доставки товара. Право покупателя позднее назвать место обычно оговаривается заранее. Результатом такой договоренности может быть переход рисков и расходов и право продавца на выбор подходящего для него пункта.
 
12. Таможенная очистка
 
Предпочтительно, чтобы она была организована стороной, проживающей в стране, где должна происходить. По терминам FAS и DEQ очистку для экспорта должен проводить продавец, а для импорта – покупатель (EXW оставлен без изменений).
 
13. Упаковка
 
По новым правилам продавец обязан упаковать груз в соответствии с условиями перевозки лишь в той степени, в которой ему известны характеристики транспортировки до заключения договора.
 
14. Осмотр товара
 
О нем рекомендуется договориться заранее. Осмотр может проводиться до или в момент передачи груза продавцом (покупатель несет расходы, если иное не предусмотрено договором). Если он проводится в интересах продавца (для выполнения каких-либо обязательных правил), продавец должен сам нести расходы.
 
15. Виды транспортировки
 

 

Любой вид транспортировки
Группа E
EXW
Франко завод (... название места)
Группа F
FCA
Франко перевозчик (... название места назначения)
Группа С
CPT
Фрахт/перевозка оплачены до (... название пункта назначения)
CIP
Фрахт/перевозка и страхование оплачены до
(... название пункта назначения)
Группа D
DAF
Поставка до границы (... название места назначения)
DDU
Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)
DDP
Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)
Только морской и внутренний водный транспорт
Группа F
FAS
Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)
FOB
Франко борт (... название порта отгрузки)
Группа C
CFR
Стоимость и фрахт (... название порта назначения)
CIF
Стоимость, страхование и фрахт
(... название порта назначения)
Группа D
DES
Поставка с судна (... название порта назначения)
DEQ
Поставка с пристани (... название порта назначения)

 

16. Коносамент и электронная торговля
 
Бортовой коносамент является доказательством поставки товара на борт судна, свидетельством договора перевозки, средством передачи прав на транзитный груз другой стороне. Прочие документы не выполняют последней функции, но подтверждают получение груза в хорошем состоянии. В будущем коносамент будет заменен на электронный.
 
17. Непередаваемые транспортные документы
 
Они часто заменяют коносамент для других видов транспорта (железнодорожная перевозка, автоперевозка и пр.). Но если покупатель хочет продать полученные товары с передачей бумажного документа, продавец обязан представить коносамент (по CFR и CIF). CPT и CIP не предусматривают предоставление коносамента.
 
18. Право давать инструкции перевозчику
 
По терминам C покупатель должен проследить, чтобы после получения оплаты продавец не распорядился товаром, выдав перевозчику новые инструкции. Документы, используемые для железнодорожных контейнерных перевозок, доставки воздушным и автотранспортом, запрещают продавцу делать это, но при морских перевозках заменители коносаментов не выполняют такой функции.
 
19. Арбитраж международной торговой палаты
 
Если стороны желают обратиться в Арбитраж Международной торговой палаты для разрешения споров, они должны четко договориться об этом в договоре купли-продажи или при обмене корреспонденцией (если единый договор отсутствует).